В ЗАЩИТУ СЕМЬИ, ДЕТСТВА И НРАВСТВЕННОСТИ!
Родители Юга
Контактный телефон: 8 (918) 057-37-37
Главная / Стратегия в интересах женщин / Национальная стратегия действий РФ в интересах женщин

Национальная стратегия действий РФ в интересах женщин

Проект

Национальная стратегия действий
Российской Федерации в интересах женщин

НА 2017-2022 ГОДЫ

I. Общие положения

Национальная стратегия действий Российской Федерации в интересах женщин на 2017-2022 годы (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод и создание равных возможностей для женщин в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, международными обязательствами Российской Федерации, предусмотренными Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, рекомендациями IV Всемирной конференции по положению женщин «Действия в интересах равенства, развития и мира» (Пекин, сентябрь 1995 года), резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», рекомендаций Комитета Министров Совета Европы Rec(2003)3 о сбалансированном участии женщин и мужчин в процессе принятия решений в области политики и общественной жизни и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по гендерному равенству в образовании, трудоустройстве и предпринимательстве от 29 мая 2013 г. с учетом современной социально- экономической ситуации и другими.

Стратегия основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Создание условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни общества является приоритетным направлением государственной политики в Российской Федерации.

II. Положение женщин в Российской Федерации

В Российской Федерации проживает 78,6 млн. женщин - это более половины населения страны. Российские женщины отличаются высоким уровнем образования и высокой экономической активностью. Женщины составляют 49% от общей численности занятых в экономике. Уровень экономической активности женщин в трудоспособном возрасте составляет 77%.

Укреплению позиций женщин в обществе способствовали меры, принятые в течение последних десяти лет, включая:

  • совершенствование законодательства в целях улучшения положения женщин, в том числе вопросов, связанных с выплатой пособий в связи с рождением и воспитанием детей, и реализацией программы материнского (семейного) капитала;
  • повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда за счет принятия антидискриминационных мер (запрещение объявления о вакансиях, содержащих требования о поле, возрасте и семейном положении, организация профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком);
  • поэтапное повышение оплаты труда в бюджетном секторе - в образовании, здравоохранении, культуре, социальном обслуживании, науке, где заняты преимущественно женщины; (рассмешили!)
  • создание благоприятных условий для совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей, в том числе детей-инвалидов, с трудовой деятельностью (обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, закрепление на законодательном уровне положения о предоставлении по желанию лица, воспитывающего ребенка- инвалида, ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для него время);
  • ?введение родового сертификата, строительство перинатальных центров;
  • последовательную государственную поддержку социально ориентированных неправительственных женских организаций. (НКО!)

Женщины активно участвуют в управлении. Доля женщин на государственной гражданской службе составляет 72%, (из них 58,1% женщин замещает государственные должности и должности федеральной государственной гражданской службы в центральных аппаратах федеральных государственных органов, 25,3% - должности руководителей высшей группы должностей). При этом необходимо отметить, что доля женщин, замещающих высшие должности государственной гражданской службы категории «руководители» в государственных органах Российской Федерации составляет 38,6%, а на региональном уровне - 42,3%. Доля женщин, замещающих должности муниципальной службы составляет 78,8%.

Женщины составляют большинство по всем группам должностей муниципальной службы.

За период 2010-2015 годов численность женщин, имеющих дипломатические ранги, увеличилась с 19,1% до 23,5% от дипломатического состава Центрального аппарата МИД России, причем половина из них занимает руководящие должности. Среди дипломатов российских миссий за рубежом доля женщин составляет 16% (в 2010 году - 10,8%).

Несмотря на то, что пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» предусмотрено, что политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, данная норма на практике реализуется медленно.

При широком участии в избирательных кампаниях (женщины работают в избирательных комиссиях, участвуют в выборах в качестве наблюдателей, включаются в избирательные списки политических партий) число женщин, избираемых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, сохраняется на низком уровне.

На 1 января 2015 года среди членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 17,1% женщин, что значительно ниже, чем рекомендовано международными организациями (не менее 30%).

По результатам выборов в Государственную Думу 7-го созыва, состоявшиеся в сентябре 2016 года, женщины занимают 15,6% от общего числа депутатов (в предыдущем составе - 13,3%). В законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации доля женщин в среднем составляет 14%. В представительных органах муниципальных образований доля женщин составляет более 45%.

В 2016 году в Государственную Думу седьмого созыва было избрано от «Единой России» 62 женщины из 343 депутатов (18,0%) (в предыдущем составе - 44 человека из 238 женщин (18,5%), от Коммунистической партии Российской Федерации - 3 из 42 депутатов (7%) (в предыдущем составе - 4 человека из 92 (4,3%), от «Справедливой России» - 3 из 23 депутатов (13%) (в предыдущем составе - 10 человек из 64 (15,6%), от Либерально-­демократической партии России - 2 из 39 депутатов (5%) (в предыдущем составе - 2 человека из 56 (3,6%).

В рамках реализации мер государственной поддержки структур гражданского общества путем выделения государством грантов были поддержаны женские организации, реализующие проекты по укреплению института семьи и семейных ценностей; охране и поддержке материнства; социальной адаптации детей-инвалидов; общественному мониторингу качества социальной сферы. Вместе с тем практически отсутствует государственная поддержка женских организаций, реализующих проекты по повышению статуса женщин, защиты их прав, что ослабляет позиции женских организаций, в том числе в международном женском движении.

В течение XX века сформировалась высокая трудовая занятость женщин с ориентацией на полную занятость, карьерный рост в сочетании с семейными обязанностями и воспитанием детей.

Вместе с тем сохраняется профессиональная сегрегация работающих женщин. В отраслях, где преимущественно заняты женщины, (образование, здравоохранение, культура, социальная защита, формирующие человеческий капитал), заработная плата ниже, чем в отраслях с преимущественной занятостью мужчин. Отрасли, в которых преимущественно заняты женщины - легкая промышленность, сфера услуг, торговля, социальная защита - медленно модернизируются.

Женщины остаются в неравном положении по сравнению с мужчинами при занятии руководящих должностей в негосударственном секторе экономики. Среди работодателей 67% являются мужчинами.

Отраслевая сегрегация обусловливает сохранение более низкой по сравнению с мужчинами заработной платы у женщин, хотя этот разрыв сокращается. Заработная плата женщин в 2011 году составляла 67,9% от средней заработной платы мужчин, в 2015 году - 72,6%.

В сфере профессиональной подготовки сохраняются традиционные стереотипы и обусловленные ими психологические барьеры, мешающие женщинам получать образование и вести исследования в наиболее передовых областях знания, таких как, нано и IT-технологии, ядерная энергетика, авиационная, ракетно-космическая техника, технологии кораблестроения и др. В стране не разработаны специальные программы, которые помогают женщинам преодолеть традиционную ориентацию на гуманитарные науки, повышают мотивацию к получению академической подготовки в области математики, информатики, естественных наук, технологии, инженерии и освоению «мужских профессий».

Женщины медленно интегрируются в рынок занятости, связанный с новым технологическим укладом и не могут в полной мере участвовать в инновационном развитии страны. Также это ведет к увеличению гендерного разрыва в доходах и сохранению более низкого социального статуса женщин.

Существует проблема, связанная с ограничениями видов работ, на которых женщины могут осуществлять свою трудовую деятельность. Такое ограничение, в частности, касается работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также подземных работ, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию, а также ряда других работ (456 наименований работ).

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин утвержден постановлением Правительства Российской Федерации 25 февраля 2000 г. № 162 и с тех пор не пересматривался. Развитие техники и технологий влечет существенные изменения условий труда (вредные производственные факторы либо исчезают, либо их воздействие ослабляется настолько, что они становятся безопасными для репродуктивного здоровья женщины, некоторые виды деятельности исчезают).Для этого они вводят СОУТ-специальная оценка условий труда, по результатам которой даже вредные и опасные, в т.ч.ионизирующее излучение, теперь не вредны для репродуктивного и вообще здоровья человека и женщины в т.ч.

Не везде созданы безопасные условия труда на производстве в различных отраслях.

В 2015 году численность женщин, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составила 1 145064 человека, (в 2014 год - 1 093 168 человек). Численность женщин, пострадавших на производстве, составила в 2015 году 8,6 тыс. человек, (в 2014 году - 9,4 тыс. человек, в 2013 году - 10,7 тыс. человек).

Женщины составляют около 46% безработных. Уровень безработицы среди женщин в 2015 году составил 5,3% (5,8% у мужчин). Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в 2015 году составила 26,5%, среди безработных женщин - 30,4%. Несмотря на то, что женщины составляют меньшинство безработных, они дольше ищут работу.

Доля женщин в возрасте 31-54 лет в составе малоимущего населения в 2014 году составила 20,3%, мужчин (в возрасте 31-59 лет) - 19,0%. Риск попадания в число бедных для женщин, в том числе одиноких матерей, имеющих малолетних детей, детей-инвалидов, несовершеннолетних матерей, а также женщин, имеющих инвалидность или серьезные заболевания (или других членов семьи, имеющих инвалидность или серьезные заболевания), значительно выше, чем у населения в целом.

Необходимо принять меры по снижению рисков бедности для этих категорий женщин и развитию востребованных социальных услуг с учетом установленных в субъектах Российской Федерации критериев нуждаемости.

Несмотря на то, малоимущим гражданам и семьям, имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предоставлено право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта, данная технология стимулирования активных действий по выходу из тяжелой ситуации не получила широкого распространения.

Современные женщины имеют более высокий уровень образования, чем мужчины, профессиональные и карьерные притязания. Создание благоприятных условий для совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей, в том числе детей-инвалидов, с трудовой деятельностью рассматривается обществом как важная составляющая часть политики, направленной на расширение возможностей женщин во всех секторах экономики, в управлении, в политической и общественной жизни.

Успешному совмещению профессиональной деятельности с семейными обязанностями способствует обеспечение доступности услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, что особенно важно для неполных семей, а также расширение спектра услуг по уходу за членами семьи, требующими постоянного присмотра и ухода, имеющими инвалидность, ограниченные возможностями здоровья, нарушения развития, страдающими хроническими заболеваниями.

Вместе с тем женщины заинтересованы в более активном участии мужчин в семейных обязанностях и воспитании детей, что способствует укреплению семьи, повышает статус отцовства, ведет к снижению числа разводов, повышению рождаемости.

Открытая дружественная к женщинам-матерям и к мужчинам-отцам политика работодателей, должна рассматриваться как способ привлечения молодых кадров на предприятие или способ удержания квалифицированных специалистов на рабочем месте.

В области охраны здоровья женщин большинство мер реализуется в соответствии с государственной программой «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294 и Планом мероприятий по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 г.
№ 669-р.

В области снижения материнской смертности Российская Федерация добилась значительных успехов. Российская Федерация одна из немногих стран мира достигла Цели № 5 в области развития тысячелетия (ЦРТ)???, в соответствии с которой показатель материнской смертности должен быть снижен на 3/4% за период с 1990 по 2015 годы, т.е. с 47,7 до 11,9 на 100 000 родившихся живыми.

За период 1990-2015 годов данный показатель уменьшился на 78,8% и в 2015 году составил 10,1 на 100 000 родившихся живыми. В 2015 году зарегистрировано всего 196 случаев материнской смертности.

В 20 субъектах Российской Федерации случаи материнской смертности в 2015 году не зарегистрированы. В некоторых регионах материнская смертность соответствует уровню экономически развитых стран (в 2015 году в 26 субъектах Российской Федерации показатель материнской смертности составил менее 10 на 100 000 родившихся живыми).

На фоне снижения смертности от прямых акушерских причин (акушерские кровотечения, преэклампсия, сепсис) на первое место в структуре материнской смертности выходят непрямые причины смерти (экстрагенитальные заболевания), как следствие увеличения распространенности соматической патологии среди беременных женщин, а также неблагоприятных социальных факторов и образа жизни. Это свидетельствует о необходимости первоочередного принятия мер, направленных на устранение причин социального характера.

В результате проводимого комплекса мер (медико-социальная помощь женщинам в трудной жизненной ситуации, доабортное консультирование, повышение репродуктивной культуры населения) в Российской Федерации отмечается стойкая тенденция к снижению абортов во всех возрастных группах. За последние 5 лет общее число абортов и число абортов на 1000 женщин детородного возраста снизились. Число абортов сократилось с 1186,1 тысяч в 2010 году до 848,2 тысяч в 2015 году. (понятно какая статистика ?в пересчете на 78,6млн женщин в России!!!!)

Несмотря на позитивную динамику, остается высокой заболеваемость женского населения. В 2015 году впервые инвалидами было признано 330 тысяч женщин (47% от всех впервые признанных инвалидами), в том числе 117 тысяч - в трудоспособном возрасте. Диагноз «бесплодие» в 2015 году поставлен 94,2 тысячам женщин (280,3 женщин на 100 тысяч женщин в возрасте 18-49 лет).

Уровень заболеваемости у женщин злокачественными новообразованиями выше, чем у мужчин. В 2015 году зарегистрировано 319,3 тысяч случаев заболеваний у женщин с диагнозом, установленным впервые, в то время как у мужчин - 270 тысяч. Особенно велик такой разрыв в возрастной группе 20-39 лет: у женщин заболеваемость в 2 раза выше (81,5 на 100 тысяч человек против 38,4 у мужчин). Наиболее высока заболеваемость женщин раком молочной железы (20,9% от общего числа злокачественных заболеваний женщин). За последние 10 лет в Российской Федерации число женщин с диагностированным раком груди увеличилось примерно на 32,5%. Число умерших от рака молочной железы за 2015 год составило 22 тысячи случаев. Ежедневно 47 детей лишаются матерей, и, прежде всего, это связано с выявлением заболевания на поздних стадиях (33 %).

В Российской Федерации сохраняется один из самых высоких гендерных разрывов показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Женщины живут на 10,8 года дольше, чем мужчины, что влечет за собой одиночество женщин в старших возрастах (на 1 тысячу мужчин в возрастной группе 60-64 года приходится 1430 женщин, в группе 65-69 лет - 1594 женщины, а в возрастной группе старше 70 лет - 2441 женщин). В процессе старения у женщин наблюдается угнетение функции иммунной системы, снижение скорости обмена веществ, изменение функций системы пищеварения, ухудшение памяти, развитие нервно-психических болезней, деменции, заболеваний опорно-двигательного аппарата.(это тоже связано с правами женщин?:0 J J, а может с демографической политикой государства?)

Решение данных вопросов осуществляется в соответствии со Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р, включая совершенствование системы охраны здоровья граждан старшего поколения, развитие гериатрической медицинской помощи, стимулирование занятости граждан старшего поколения, обеспечение их доступа к информационным и образовательным ресурсам и содержательному досугу, развитие современных форм социального обслуживания, рынка социальных услуг.

Социальное неблагополучие (отсутствие работы, доходов, алкоголизм, семейно-бытовое насилие) приводят женщин к конфликту с законом. В 2015 году 172,2 тысячи женщин, совершили преступления, что составляет 16 % от всей численности правонарушителей (в 2014 году - 158,3 тысячи или 15,7%).

В 2015 году в местах лишения свободы содержалось около 42,3 тысячи женщин (в 2014 - 44,4 тысяч женщин), что составило 6,5% от общего количества подозреваемых, обвиняемых и осужденных (в 2014 году - 6,7%).

Ежегодно 3% женщин, находящихся в учреждениях уголовно­исполнительной системы, наблюдаются по поводу беременности, которая в 13% случаев завершается родами в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы, а в 87% в лечебных учреждениях муниципальной и государственной систем здравоохранения.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы в 2014 году находилось под наблюдением 1858 беременных женщин, в том числе в следственных изоляторах - 861, зарегистрировано 494 родов, в 2015 году - 1761 беременная женщина, в том числе в следственных изоляторах - 837, регистрировано зарегистрировано 474 родов.

Несмотря на то, что в последние годы удалось значительно улучшить условия содержания осужденных женщин, имеющих детей, обеспечить надлежащее медицинское обслуживание и диспансерное наблюдение беременных женщин, женщин во время родов и в послеродовой период, создать условия, необходимые для нормального проживания и развития детей, в том числе укрепить материально-техническую базу домов ребенка исправительных учреждений, проблемы в сфере уголовно-исполнительного производства остаются.

За последние три года увеличилось число женщин детородного возраста, поступающих в учреждения уголовно-исполнительной системы с ВИЧ-инфекцией (на 6,5%).

Пенитенциарное законодательство в отношении женщин, особенно беременных и имеющих детей, нуждается в дальнейшей либерализации в части смягчения наказания за преступления небольшой тяжести, более широкого применения оснований освобождения от отбывания наказания, предусмотренных статьей 172 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в отношении беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей.

Негативное воздействие на общее и психическое здоровье оказывают различные формы насилия, с которым сталкиваются женщины.

Наиболее ярко насилие в отношении женщин выражается в таких формах, как принуждение к сожительству и проституции, изнасилование, бытовое насилие и убийство на почве алкоголизма, наркомания, садизм, систематическое избиение и психологическое насилие. Почти половине всех особо жестоких бытовых убийств предшествует длительная конфликтная ситуация в семье.

В кризисных центрах для женщин, действующих в субъектах Российской Федерации, ежегодно получают помощь около 60 тысяч женщин и более 10 тысяч несовершеннолетних девочек, подвергшихся насилию.

Официальная статистика не отражает полной картины преступлений в Российской Федерации в отношении женщин, пострадавшие зачастую воздерживаются от обращения в правоохранительные органы.

Проблема насилия, в том числе семейно-бытового, в отношении женщин является предметом озабоченности международного сообщества и важным направлением принимаемых на международном уровне стратегий и планов мероприятий. Как участник международных договоров Российская Федерация выполняет свои обязательства и принимает соответствующие меры. Но специального законодательства в сфере семейно-бытового насилия, как это уже сделано в 143 странах мира, в том числе в ряде государств-участников Содружества Независимых Государств, пока не принято.

Распространение правовой грамотности, просвещение по вопросам прав и свобод, предоставленных женщинам российским и международным законодательством, пока не получило широкого распространения.

Препятствием к более полной реализации женщинами всего комплекса прав человека являются сложившиеся в обществе представления (культурные и социальные взгляды, убеждения, мнения, суждения) об их социальных ролях. Эти стереотипы прочно проникают в общественное сознание и создают барьеры на пути достижения фактического равноправия женщин, как в общественно-политической, так и в социально-экономической жизни.

Женщины составляют значительную часть высококвалифицированных научных кадров: среди кандидатов наук их 41%, а среди докторов наук - 25%. Научный и интеллектуальный потенциал женщин используется недостаточно. Ощущается нехватка научных и прикладных исследований в области положения женщин, более полных статистических данных, характеризующих положение женщин в обществе.

Решение вышеперечисленных проблем позволит значительно улучшить положение женщин, создаст возможности для более активного участия женщин в социально-экономическом развитии страны.

III. Цели и задачи Стратегии

Целью Стратегии является обеспечение равных прав и свобод и равных возможностей для женщин в разных сферах жизни общества, устранение дискриминационных барьеров по половому признаку, создание условий для улучшения положения женщин.

Стратегия учитывает реальное разнообразие условий жизни, интересов, установок поведения различных групп женщин с разными доходами, образованием, семейным положением, национально-культурными, религиозными и другими особенностями.

Решение отдельных аспектов проблем женщин нашло отражение в таких документах как: Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от
1 июня 2012 г. № 761, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р, Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р и соответствующих планах по реализации мероприятий, предусмотренных названными документами.

Реализация Стратегии должна обеспечить в целом снижение показателей неравенства по признаку пола и обеспечить повышение всех показателей человеческого развития.

Реализация Стратегии должна также способствовать развитию плодотворного сотрудничества органов государственной власти с общественными организациями в деятельности по улучшению положения женщин.

Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:

1. Расширение участия женщин в общественно-политической жизни и в принятии решений.

Решение задачи предполагает реализацию следующих мер:

  • содействие включению в программные документы политических партий (программы партий и их предвыборные программы) вопросов по улучшению положения женщин в Российской Федерации;
  • устранение гендерных диспропорций в руководящем составе во всех отраслях экономики и социальной сферы, создание благоприятных условий для продвижения женщин по службе в отраслях, где женщины численно преобладают;
  • принятие дополнительных мер, направленных на создание условий для профессионального роста женщин и расширения их участия в управлении;
  • оказание поддержки деятельности женских, молодежных, профсоюзных и других организаций, реализующих программы по улучшению положения женщин и выдвигающих способных и компетентных в профессиональном отношении женщин в различные органы власти на всех уровнях;
  • поддержка деятельности некоммерческих организаций, направленной на стимулирование политической активности женщин;
  • реализация информационно-просветительских программ, направленных на повышение участия женщин в общественно-политической жизни;
  • формирование информационно-просветительского интернет-портала «Российское женское сообщество»;
  • развитие сотрудничества с международным женским движением; (это сократит онкологическую заболеваемость женщин ?или продвижение по лестнице власти?)
  • содействие участию российских женских организаций в международном сотрудничестве по линии ООН, ОБСЕ, Совета Европы и АТЭС.

2. Улучшение экономического положения женщин, обеспечение роста их благосостояния.

Решение задачи предполагает реализацию следующих мер:

  • разработка и реализация мероприятий, направленных на сокращение
  • разрыва в оплате труда мужчин и женщин; обеспечение реализации принципа равной оплаты труда мужчин и женщин за труд равной ценности. (!!?? ну, очень актуально!)
  • формирование условий для повышения привлекательности изучения точных наук, технологий, инженерного дела, математики, финансовых вопросов для девочек и женщин, стимулирование молодых женщин на получение профессионального образования в этих сферах, предоставляющих более широкие возможности для трудоустройства на высокооплачиваемые рабочие места и карьерного роста;
  • разработка и внедрение специальных образовательных программ, направленных на интеграцию женщин в естественные и точные науки, включая проведение информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на привлечение женщин к изучению естественных и точных наук, в рамках ежегодных региональных ярмарок, организуемых университетами, специальных ярмарок вакансий для привлечения женщин, получивших профессиональную подготовку в области естественных и точных наук, к работе в наукоемких профессиях и передовых технологических компаниях;
  • содействие развитию предпринимательской активности женщин, усиление поддержки инициатив женщин-предпринимателей в сфере малого бизнеса и социального предпринимательства;
  • организация профессионального обучения по программам подготовки (переподготовки) женщин и формирование у них новых компетенций и квалификаций, обучение основам предпринимательской деятельности;
  • в целях стимулирования участия женщин в высокотехнологичных сферах, инновационной деятельности, создание специализированных форм грантовой поддержки и профессиональных конкурсов для женщин-инноваторов;
  • повышение конкурентоспособности и востребованности женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • повышение социальной ответственности работодателей в отношении лиц с семейными обязанностями;
  • расширение применения гибких форм занятости, способствующих совмещению трудовой занятости с семейными обязанностями;
  • пересмотр Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 162, с учетом модернизации, технического оснащения рабочих мест и внедрения современных технологий;
  • развитие услуг по уходу и присмотру за детьми и нетрудоспособными членами семьи, членами семьи, имеющими инвалидность, ограниченные возможности здоровья, нарушения развития, хронические заболевания и требующими постоянного присмотра и уход, в целях сокращения времени, затрачиваемого женщиной на выполнение семейных обязанностей;
  • организация и поддержка служб по подготовке девочек-инвалидов и женщин-инвалидов к самостоятельной жизни, в том числе семейной;
  • разработка специализированных программ по подготовке девочек- инвалидов и женщин-инвалидов к самостоятельной семейной жизни.

3. Создание условий для сохранения здоровья женщин в любом возрасте.

Решение задачи предполагает реализацию следующих мер:

  • повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения, создания на основе порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения), более благоприятных условий для повышения доступности и качества медицинской помощи женщинам и девочкам; (это, как в том мультфильме-… и тебя посчитали, только здесь и женщин полечим, мужчин уже вылечили :( !)
  • обеспечение развития отечественной медицинской промышленности, производства медицинской техники, медицинских изделий для организации медицинской помощи женщинам и девочкам; ( !!!!специально для Ж. и Д.!)
  • повышение уровня доступности приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для инвалидов, включая женщин-инвалидов и девочек-инвалидов;
  • диспансеризация женского населения; !!!!!!
  • расширение специализированной медицинской помощи женщинам и девочкам;
  • проведение вспомогательных репродуктивных технологий и ведение беременности и родов для женщин-инвалидов и женщин, страдающих врожденными и наследственными редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, с целью минимизации риска рождения больного потомства;
  • расширение бесплатной генетической диагностики с разработкой и составлением персонифицированных генетических карт для девочек-инвалидов и женщин-инвалидов, в том числе страдающих врожденными и наследственными редкими (орфанными) заболеваниями, включая биохимическую и ДНК диагностику, методы ЭКО с преимплантационной диагностикой.
  • совершенствование профилактических мероприятий по сохранению репродуктивного здоровья, в том числе искусственного прерывания беременности, включая развитие Центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, повышение уровня репродуктивной грамотности, разработка программы «репродуктивной культуры» для учащихся образовательных организаций, с акцентом на развитие системы охраны репродуктивного здоровья женщин с учетом особенностей состояния здоровья женщин разных возрастов;
  • развитие системы охраны репродуктивного здоровья женщин с учетом особенностей состояния здоровья женщин разных возрастов;
  • совершенствование профилактики и лечения деменции, нервно- психических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата у женщин;
  • формирование ответственного отношения к социальным ролям матери и отца, родительству;
  • профилактика неинфекционных заболеваний у женщин (болезней системы кровообращения, новообразований, болезней органов дыхания, эндокринной системы);
  • проведение мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С у женщин;
  • усиление!!! просветительских, информационных кампаний по профилактике рака груди с активным привлечением к ним женских организаций;
  • разработка комплекса мер по профилактике и снижению заболеваемости раком груди;
  • создание и развитие научно-клинических специализированных Центров на базе существующих федеральных учреждений здравоохранения для оказания медицинской помощи гражданам, страдающим врожденными и наследственными редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни или инвалидности;
  • разработка критериев оценки влияния экологических факторов и условий труда на здоровье женщин (включая репродуктивную функцию), работающих на предприятиях и в организациях всех форм собственности;
  • обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи на территориях с низкой плотностью населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;
  • повышение мотивации к ведению здорового образа жизни, сокращению среди женщин алкоголизма и курения, в том числе разработка информационно-образовательных программ, направленных на информирование женского населения о вреде злоупотребления алкоголем и наркотическими и психотропными веществами, а также программ помощи больным алкоголизмом и наркоманией;
  • создание условий для увеличения доли женщин всех возрастов, занимающихся физической культурой и спортом, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

4. Активизация действий по предупреждению насилия и уменьшению последствий его проявления, развитие системы оказания помощи женщинам, пострадавшим от насилия в семье, сексуального насилия и торговли женщинами и детьми, профилактика социального неблагополучия. (!!!!!!!!!!!!!!!!!!!)

Решение задачи предполагает реализацию следующих мер:

  • либерализация законодательства в отношении женщин, в том числе женщин с детьми, находящихся в местах лишения свободы за преступления средней тяжести; (а в семье ужесточить?!!)
  • развитие системы, реабилитации и (или) абилитации женщин, в том числе с детьми, освобождающихся из мест лишения свободы;
  • совершенствование законодательства в сфере противодействия семейному и бытовому насилию;
  • проведение регулярного мониторинга эффективности реализации мер по противодействию различным формам домашнего, бытового и сексуального насилия в отношении женщин в субъектах Российской Федерации в целях оценки масштабов насилия над женщинами и детьми и быстрого реагирования по их защите;
  • формирование эффективных моделей профилактики насилия в отношении женщин и детей;
  • мониторинг соблюдения российского законодательства, защита прав женщин, независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности; !!!!!
  • развитие информационных технологий по защите семьи, женщин и детей в киберпространстве, в социальных сетях;
  • проведение информационно-образовательных мероприятий по вопросам насилия в отношении женщин с целью повышения осведомленности общественности и улучшения понимания природы и влияния насилия на социально-экономические, демографические и культурные процессы в обществе, а также на состояние криминогенной обстановки и общественной безопасности;
  • проведение кампаний в средствах массовой информации, направленных на изменение общественного сознания, поведенческих и социальных норм, проецирующих неравенство по признаку пола;
  • развитие и укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих услуги для женщин и детей, пострадавших/страдающих от насилия в семье, сексуального насилия и других форм его проявления, в том числе кризисных центров для женщин как меры безопасности на период разрешения конфликта, в том числе семейного, ставшего причиной насилия;
  • поддержка деятельности некоммерческих организаций, оказывающих психологическую поддержку женщинам, предоставляющим убежище;
  • поддержка служб, занимающихся психологической и социальной коррекцией виновников насильственных действий;
  • разработка и внедрение воспитательных и обучающих программ по ненасильственным методам разрешения конфликтов для детей, подростков и молодежи;
  • проведение информационно-образовательных мероприятий для сотрудников правоохранительных органов, судей, сотрудников органов здравоохранения, психологов, социальных работников, оказывающих помощь женщинам в кризисных ситуациях; ( научить структуры как использовать женщин и девочек!)
  • разработка мероприятий, направленных на ликвидацию сексуальной эксплуатации женщин, торговлю людьми; (скопировали полностью с западной кальки, даже не потрудились адаптировать к России!)
  • реализация мероприятий, направленных на формирование неприемлемого отношения в обществе к различным формам сексуальной эксплуатации и торговли людьми.

5. Преодоление стереотипных представлений о социальных ролях мужчин и женщин.

Решение задачи предполагает реализацию следующих мер:

  • усиление правового просвещения общества по вопросам гендерного равенства;
  • просвещение женщин по вопросам их прав и свобод, предоставленных как законодательством Российской Федерации, так и международными договорами Российской Федерации;
  • повышение статуса отцовства как важной социальной роли мужчины и роли отцов в воспитании детей;( это в смысле женщин в роли «отцов» ?)
  • проведение экспертизы наружной, телевизионной, Интернет рекламы с целью выявления и устранения стереотипных образов женщин и мужчин, закрепляющих гендерное неравенство;
  • содействие объективному освещению в средствах массовой информации роли женщин в экономической, социальной и политической жизни;
  • оценка изменений общественного сознания в отношении вопросов, касающихся социальных и профессиональных ролей женщин, возможностей для самореализации женщин, эффективности государственных мер в области противодействия гендерному неравенству;
  • привлечение общественных организаций к работе по преодолению стереотипных представлений о социальных ролях мужчин и женщин;

6. Совершенствование государственной статистики, характеризующей положение женщин в обществе.

Решение задачи предполагает реализацию следующих мер:

  • осуществление регулярного социологического мониторинга положения женщин в различных сферах общественной жизни на основе имеющейся статистической информации;
  • проведение на регулярной основе сбора, анализа и распространения статистических данных об участии мужчин и женщин в государственной и общественной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях,
  • совершенствование статистической отчетности, в том числе по видам преступлений в отношении женщин, в целях получения полной и объективной информации обо всех формах насилия в отношении женщин.

формирование статистики по видам насилия и по жертвам насилия по полу.

IV. Этапы реализации Стратегии

Реализация Стратегии будет осуществляться в период 2017-2022 годов.

На первом этапе (2017-2018 годы) будет разработан план мероприятий по реализации Стратегии, включающий в себя комплекс первоочередных мероприятий, направленных на реализацию основных задач государственной политики по улучшению положения женщин, созданы механизмы реализации Стратегии, а также информационно-аналитического, правового и кадрового обеспечения государственной политики в интересах женщин.

Будут разработаны методические рекомендации субъектам Российской Федерации по формированию региональных планов и управленческих механизмов, направленных на улучшение положения женщин, учитывающие специфику каждого региона.

На втором этапе (2019-2022 годы) будет сформирован план мероприятий по реализации второго этапа Стратегии, определены целевые показатели и ожидаемые результаты, продолжено осуществление мероприятий по улучшению положения женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах в соответствии с целевыми показателями.

V. Механизм реализации Стратегии

Стратегия будет учитывать мероприятия, затрагивающие отдельные аспекты положения женщин, реализуемые в рамках Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р, Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
5 февраля 2016 г. № 164-р.

Реализацию Стратегии предполагается осуществлять путем: совершенствования законодательства с учетом мер общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на достижение фактического равноправия мужчин и женщин;

  • учета задач политики в интересах женщин в деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;
  • методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
  • муниципальных образований, направленного на выполнение задач Стратегии;
  • постоянного анализа ситуации в области равноправия женщин и мужчин и корректировки мер политики в интересах женщин;
  • развития научных исследований в сфере обеспечения равноправия женщин и мужчин (гендерных исследований);
  • взаимодействия с неправительственными организациями, занимающимися вопросами улучшения положения женщин.

VI. Финансирование мероприятий Стратегии

Реализация Стратегии будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Реализация положений Стратегии будет осуществляться в рамках следующих государственных программ Российской Федерации:

«Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 298;

«Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294;

«Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №295;

«Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №313;

«Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 302;

«Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №317;

«Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296;

«Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
15 апреля 2014 г. № 328;

«Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
15 апреля 2014 г. № 345;

«Доступная среда» на 2011 -2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297.

Содержащиеся в проекте Стратегии положения не повлекут за собой изменение или невозможность достижения целей государственных программ Российской Федерации.

Реализация Стратегии не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

VII. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

Итогом реализации Стратегии должна стать сформированная к 2022 году система мер, направленных на обеспечение равных прав и равных возможностей женщин во всех сферах жизни, повышение их экономической независимости, политической активности и самореализации личности.

К 2022 году предполагается обеспечить:

  • увеличение доли женщин в законодательных (представительных) органах власти до уровня не менее 30%, доли женщин, занимающих руководящие должности в политической сфере, до уровня не менее 25%;
  • сокращение числа женщин, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда на 10%;
  • рост числа женщин, занятых малым бизнесом и социальным предпринимательством;
  • сокращение числа женщин с установленным впервые профессиональным заболеванием;
  • снижение уровня заболеваемости женщин болезнями системы кровообращения, новообразованиями, болезнями органов дыхания, эндокринной системы;
  • снижение материнской смертности и числа абортов (на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет) на 10%;
  • совершенствование законодательства по профилактике семейно-­бытового насилия;
  • сокращение масштабов насилия в отношении женщин.